ROI – что это такое и как рассчитать

картинка ROI – что это такое и как рассчитать

Каждое вложение в бизнесе должно работать с максимальным КПД, как деталь в хорошей машине. Сравнение верное. Но как определить полезность инвестиций в деловой среде? Для этого существует специальный инструмент – ROI.

Согласно официальному определению ROI (Return On Investment) – коэффициент возврата инвестиций, или показатель окупаемости вложений. На практике ROI показывает, как работают вложенные в бизнес деньги – эффективны ли они или «крутятся» впустую.

Для чего нужен ROI?

С помощью коэффициента возврата чаще всего оценивают работу вложений в различные маркетинговые каналы. Особенно удобно применять ROI  при работе с интернет-рекламой в  Яндекс Директ и Google Adwords. Практические примеры в нашей статье будут приводиться именно для этих систем. Но в бизнесе ROI имеет более широкое применение. С его помощью определяют выгодность вложений в акции, стартапы, новые продукты и т.д. Наглядно увидеть эффективность работы отделов или конкретных сотрудников компании также можно с помощью ROI.

Еще один вариант применения рассматриваемого показателя – сравнение различных временных периодов. Сравнивая ROI текущего месяца с предыдущим, можно оперативно менять тактику распределения средств компании.

Из чего складывается ROI?

Коэффициент возврата инвестиций измеряется в процентах. Если показатель больше 100% – вложенные средства принесли прибыль, если меньше – инвестиции привели к убытку.

Формул расчета ROI существует множество. Вот самая простая и распространенная из них:

ROI=(доход от инвестиций – сумма инвестиций)/сумма инвестиций*100%

Поясним подробнее каждую составляющую:

  • Доход от инвестиций – совокупный доход от реализации всей продукции или доход в виде средств, привлеченных конкретным рекламным каналом;
  • Сумма инвестиций – себестоимость реализованной продукции или сумма средств, инвестированных в рекламный канал.

Если необходимо рассчитать эффективность инвестиций за конкретный период, формула приобретает немного другой вид:

ROI=(доход от инвестиций в рассматриваемый период – сумма инвестиций в рассматриваемый период)/сумма инвестиций в рассматриваемый период *100%

Приведенные формулы считаются оптимальными для расчета ROI в малом и среднем бизнесе.

Пример расчета ROI для интернет-магазина

Допустим, магазин торгует мягкой мебелью через интернет. Для рекламы таких товаров, как диваны, кресла и кушетки были созданы кампании в Яндекс Директ и Google Adwords. Рассмотрим возврат вложенных инвестиций с двух сторон.

Сначала посчитаем ROI по категориям товаров. Для удобства составим таблицу.

Категория товара Суммарный доход от реализации товара, руб. Суммарные инвестиции в рекламу по двум площадкам, руб. ROI, %
Диваны 42300 12360 242,23
Кресла 28600 11645 145,59
Кушетки 13200 6740 95,85

 

Данные расчета показывают, что при незначительной разнице вложений для категорий «Диваны» и «Кресла» эффективность инвестиций первой категории значительно выше. Категория «Кушетки» оказалась убыточной по эффективности вложений, хоть и была прибыльной по факту.

Также посчитаем ROI отдельных рекламных площадок

Рекламная площадка Суммарный доход от реализации товара, руб. Суммарные инвестиции в рекламу на площадке, руб. ROI, %
Яндекс Директ 51700 19145 170,04
Google Adwords 32400 11600 179,31

 

Инвестиции в Google оказались более выгодными, хоть туда и было вложено меньше средств. Таким образом, товары и площадки, которые на первый взгляд кажутся наиболее маржинальными, могут быть далеко не самыми эффективными.

С помощью подобных таблиц коэффициентов можно сравнить выгодность вложений в интернет-рекламу с вложениями в оффлайн-площадки. Главное соблюдать соответствие товарных категорий и правильно учитывать расходы.

Всегда ли ROI работает правильно?

Коэффициент возврата инвестиций – универсальный показатель, но в некоторых случаях его использовать не стоит. Например, если речь идет о товаре с длительным периодом принятия решения о покупке. Порой, чтобы купить простую бытовую технику, потребитель долго взвешивает все за и против, сравнивает множество вариантов. Что уж говорить о приобретении квартиры или машины.

В таких случаях между первым контактом (кликом по объявлению или просмотром рекламного ролика) и совершением сделки могут пройти месяцы. Показатель ROI в этом случае будет посчитан неверно.

Сложно рассчитать ROI для группы товаров с большим ценовым разбросом.  Если бы в нашем примере с диванами общая сумма продаж складывалась бы из продажи одного очень дорогого изделия и пары диванов эконом-класса, расчет окупаемости рекламных инвестиций стоило бы скорректировать. Некоторые товары в целом могут не обладать высокой окупаемостью, но быть важными для фирмы в плане репутации  и поддержания имиджа бренда.

Как улучшить рекламную кампанию, рассчитав ROI

Для получения результата недостаточно просто рассчитать показатель возврата инвестиций. Нужно сделать из имеющихся данных выводы и принять соответствующие меры.

  • Доработать кампании, которые показали высокий результат: расширить количество продвигаемых ключевых слов с помощью Key Collector или Wordstat; занять более высокие позиции в рекламном блоке, скорректировав ставки.
  • Повысить эффективность кампаний с низким ROI:
    • доработать объявления – добавить более подробную информацию, сделать заголовок «ярче»;
    • добавить новые объявления, перераспределив ключевые слова;
    • исключить запросы, которые не окупаются;
    • снизить цену клика;
    • пересмотреть и перераспределить бюджеты на отдельных площадках.

В заключение стоит отметить, что повышение ROI не должно быть самоцелью. Анализируя этот инструмент действительно можно повысить отдачу от вкладываемых средств и увеличить прибыль.  Но в целом ROI лишь показывает направление, в котором стоит двигаться бизнесу для достижения успеха. На пути всегда возможны варианты.