Джамахирия – что это такое?
Содержание статьи:
Рождение новой эры
Термин «джамахирия» пришел в политологию из Ливии после прихода к власти Муаммара Каддафи.
Так называется одна из редких форм общественного правления (негосударственного), при котором наблюдаются отличия от монархии республиканской власти. Теория джамахирии изложена в «Зеленой книге» Каддафи.
Термин является неологизмом, составленным из двух слов: “республика с заменой на «массы» во множественном числе. Семантически слово «джамахирия» совпадает с определением анархизма, как его понимал Кропоткин, теоретик анархического движения.
В свое время российский историк Костомаров использовал слово «народоправие», что наиболее точно раскрывает понятие джамахирии. Этот вариант – точнее, чем «власть народа», как переводится «республика»).
Особенности джамахирии
Фактически джамахирия была утверждена в Ливии в начале весны 1977 г. и упразднена после гибели Каддафи в 2011 г. Но официально Ливия все еще именовалась джамахирией до революции 2013 г.
Ключевые отличия джамахирии – в отмене обычных властных формаций. Работу в обществе вели комитеты народных избранников, а также конгрессы. Вся страна делилась на коммуны общинного типа – по сути, это были мини-государства с почти полным самоуправлением. Бюджетные средства распределялись общинами самостоятельно.
Коммуны находились под властью первичного конгресса (ПК), куда входили все ливийцы. При этом любой ливиец имел шанс объявить свою позицию. Участие всех в принятии политических решений приводило к более «народной» форме власти.
В итоге все государство стало коммунальной федерацией. ПК выдвигали ставленников для защиты своих интересов во Всеобщем Конгрессе, который принимал решения на общем уровне. Также выбирались избранники для представления в городские органы.
ВНК (Всеобщий Народный Конгресс) действовал как законодательный орган. Он мог выставить свою повестку только на основе вопросов, которые уже были обсуждены местными собраниями. В полномочия ВНК входило избрание Генерального секретариата и формирование состава правительства Ливии – самого ВНК.
Положение граждан в системе джамахирии
Важной датой для ливийцев стал 1988 год, когда ВНК принял и утвердил Великую зеленую хартию, защищающую права человека в эру расцвета Ливийской джамахирии. При том, что в этой системе отсутствовал набор стандартных институтов, джамахирия зарекомендовала себя с положительной стороны. Например, в Ливии не было конституции, запрещались политические партии.
Эксперты видят в государственной структуре явную основу – исламский социализм в виде различных теорий. Правовая жизнь Ливии отчасти зависит от исламского контекста, внедрен шариат. В частности, действовали запреты на ростовщиков, воровство – за них полагалось отрубание конечностей. Коран выполнял функцию общественного закона с 1977 г.
Джамахирия в годы власти Каддафи постоянно подвергалась различным экспериментам. Например, одним из поздних опытов с общественным устройством стал курс 1988 г. на отмену полицейских нарядов и внедрение народной милиции («вооруженных народников»).
В следующем, 1989 г., отменили воинские статусы и звания, с 1990 г. в Ливии действовала добровольческая гвардия. Но практически это привело к формированию стандартных силовых подразделений, аналогичных армии.
Критика джамахирии
Данная идеология схожа с теориями Петра Кропоткина и содержит близкие обоснования, наряду с анархо-коммунистическими теориями. Отличие в том, что в Ливии параллельно развивался кластер революционеров с 1977 гг.
Его деятельность была направлена на разделение двух направлений – государственного и революционного, что должно было «подогревать» уровень сознательности граждан, внушать революционные ценности и т.д.
В революционном кластере отсутствовал выборный элемент, ответственные назначались «сверху». Работу вели специальные революционные комитеты на местах – от деревень и городов до военных частей.
В их функционал входили карательные работы, контроль секторов Джамахирии, шоковые мероприятия, наблюдение за населением. В службах слежки и наблюдения были задействованы до 20% населения страны.
Регулирующим органом для ревкомов был ЦК во главе с Каддафи, которого называли «лидером революции». Несмотря на устройство общества, где власть якобы была в руках народа, а официальный глава отсутствовал, фактически все политические вопросы решались единолично Каддафи и подчиненными ему ревкомами.
Власть Каддафи, таким образом, была абсолютной – он не подчинялся никому, а все выборы в ВНК также контролировались ревкомами. ВНК, как указано выше, не мог проявлять инициативу и самостоятельно принимать решения. По сути, ревсектор был единственной руководящей партией в Ливии во время присутствия у власти Муаммара Каддафи.