Декаданс – что это
Содержание статьи:
Что такое декаданс простым языком
Декаданс – термин, применяемый для описания художественных и литературных течений. Значение этого слова пришло к нам из Древнего Рима и на латыни обозначало «упадок». Основатели этого направления в искусстве протестовали против буржуазной морали и устаревших эстетических ценностей. Доведение такого отрицания до крайности привело к провозглашению отвращения к жизни, красоте и гармонии. Сторонники этого течения – декаденты – проповедовали депрессивные настроения и восхищались ими.
Декаданс в литературе и искусстве
Понятие декаданса родилось во Франции. Оно возникло в начале 20 века, когда мыслящие люди пришли к выводу, что в обществе назрели перемены и человечеству предстоит пережить трудные времена. Пока материалистические философы во главе с Карлом Марксом строили теории о борьбе классов и неизбежности пролетарской революции, художники и поэты интуитивно искали путь отображения политических процессов в своем творчестве.
Нужно отметить, что вначале термин «декаданс» появился во французской литературе как оскорбление. Критики этого литературного направления придумали такое название, стремясь очернить и выставить в невыгодном свете таких знаменитых писателей, как Виктор Гюго и Эдгар Аллан По. Однако сегодня их произведения вошли в золотой фонд мировой литературы, и переиздаются многочисленными тиражами.
Атмосфера кризиса, царившая в обществе накануне Первой мировой войны, порождала упаднические настроения и чувства безнадежности и депрессии. Деятели искусства подхватили эти веяния и отразили их в своем творчестве. Произведения поэтов, художников и театральных деятелей этой эпохи проникнуты чувством безнадежности и мрака.
В отличие от творцов прежних веков, воспевающих революционные идеалы, декаденты отказывались от политической борьбы. Индивидуализм пришел на смену гражданственным позициям. Декаденты призывали погрузиться во внутренние переживания, искать ответы на вечные вопросы типа «быть или не быть?».
Тематика декадентского творчества
Темы произведений декадентов очень грустные. Обычно это смерть, печаль, тоска по несбывшемуся. Декаденты презирали все материальное. Обыденная жизнь простых людей казалась им «грязной», не заслуживающей внимания. Поиск духовности в их произведениях неизменно приводил их на кладбище – место, где душа человека, очистившаяся от суетности мира, находит покой и гармонию. Русский поэт-декадент Константин Бальмонт писал:
«Но в расцвете не забудьте, что и смерть, как жизнь, прекрасна, и что царственно величье холодеющих могил».
Наравне с французскими поэтами, такими как Бодлер и Готье, классиками этого жанра стали известные русские писатели и поэты: Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Леонид Андреев.
Некоторые из них, как например Константин Бальмонт, проводили границу между декадансом и более новыми литературными течениями начала 20-го века – символизмом и импрессионизмом. Единым мотивом, объединяющим эти направления, был глубокий психологизм, обостренное внимание к личностным переживаниям человека на пороге глобальных перемен в окружающем мире. Свобода творчества, по мнению последователей этих теорий, предполагает отказ от давления со стороны общества и государства.
Многие классики русской литературы 20-го века были продолжателями идей декаданса. Александр Блок и Анна Ахматова – ярчайшие представители наследников этой культурной традиции.
Декаданс в наше время
В наши дни тематика декаданса снова стала модной. Новейшие молодежные течения, такие как «готы», выбрали мрачные кладбищенские тона. Популярны татуировки с символикой черепов, могил и крестов, обозначающие грусть, одиночество и тоску, тягу к загробному миру.
Молодые люди, использующие эти символы, претендуют на оригинальность, экстравагантность, стремятся таким образом выделиться из общей серой массы людей без идеалов. Для них использование декадентских символов служит своеобразной игрой. В своем стремлении удивить, возмутить, эпатировать свое окружение они готовы пойти на крайности, лишь бы привлечь к себе внимание. Их лозунг: «Поиграем в декаданс» (группа «Агата Кристи»).
Есть и те, кто воспринимает такую мрачную символику серьезно. Это люди, пережившие в жизни глубокие разочарования, столкнувшиеся с непониманием и отторжением общества или потерявшие близких друзей. Для них ближе слова из песни группы «Крематорий»: «Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть», «И сам Господь в последний раз в небесный скажет мегафон: Никто не любит тебя». Суперсовременная гламурная готика выражает себя сегодня в декадентских фестивалях «Бархатное подполье», регулярно проводящихся в Москве.