Что такое ВВП в экономике простыми словами
Понятным языком о ВВП – валовом внутреннем продукте
Фразы «ВВП вырос на 3%», «В этом году предполагается снижение ВВП по паритету покупательной способности на 3%» слышал каждый. А что это такое и зачем он нужен, этот самый ВВП?
ВВП (Валовый внутренний продукт) – это общая стоимость всех товаров и услуг за год. Складывается все: одежда, пища, туристические путевки… Можно отвлечься от громадных масштабов страны и бездны производимых в ней товаров. Возьмем для примера семью. Масштабы понятнее, а модель удобная.
Допустим, Петровы заработали за год 1 000 000 рублей, а Сидоровы 900 000. У кого ВВП больше? Ясное дело, у Петровых. Кто из них живет лучше? Петровы? А вот и нет. Лучше живут Сидоровы, у которых один ребенок. А вот у Петровых их трое.
Вот и выходит, что Сидоровы тратят свои 900 000 на троих, а Федоровы свой 1 000 000 на пятерых. В итоге в семье Сидоровых приходится по 300 000 в год на каждого члена семьи, а у Петровых – всего 200 000. Понятно теперь, что такое ВВП на душу населения? Это ВВП, деленный на число жителей.
Может оказаться, что у двух стран почти одинаковый ВВП, но живет лучше та из них, где население меньше. Одни страны делят свой ВВП на сотни миллионов жителей, а другие – на сотни тысяч. Вот и получается, что маленькие эмираты живут лучше стран-гигантов с массой бедных слоев.
Допустим, у Федоровых работают папа и мама. Папа получает 50000 рублей в месяц, а мама – 33 333. Папа заработал за год 600 000 руб., а мама – 400 000. Итого ВВП по доходу семьи Федоровых – 1 000 000 рублей.
По расходам тоже все просто. Сложили все расходы за год и получили ВВП. По добавленной стоимости считать чуть дольше. В цене каждой рубашки есть доля фермера, продавшего лен ткачу, есть доля ткача, продавшего ткань швее, доля швеи, продавшей рубашку посреднику, доля этого посредника и доля магазина.
Нудновато так считать, но для оценки производства приходится. Осталось разобраться с паритетом покупательной способности. В одном городе биг-мак стоит 50 рублей, а в другом 100.
Поселим семью Петровых в первый город, а Сидоровых – во второй. На свои доходы Петровы могут купить 1 000 000/50 = 20 000 бигмаков в год, Разделив на 365, получим 54,7 бигмака в день. Наконец, поделив эти бигмаки на пятерых, получим, что каждому Петрову досталось по 11 в день, а в год по 20 000/5= 4 000.
Сидоровы могут съесть на свои доходы 900 000/100 =9 000 бикмаков и делят их на троих. Так что каждому из Сидоровых достается по 3 000 бигмаков в год или 8,2 в день. Видим, что Федоровы живут лучше, чем Сидоровы. Стоп, а разве раньше не говорили, что Сидоровы живут лучше? Говорили. И ошибались, ведь не учли стоимости жизни в их городе.
Зачем Федоровым по 11 бигмаков? Да не нужно, конечно, это для удобства считают в бигмаках. Можно считать хоть в кокосах.
А лучше сравнить благополучие семей в долларах, пока являющийся главной мировой валютой. Тогда мы сможем сравнивать Федоровых не только с Сидоровыми, но и с Петерсонами из Дании.
Вроде бы все? Нет, мы забыли о темпах роста ВВП. Пусть Петровы получили в позапрошлом году 800 000, в прошлом году – 900 000. А в этом получат 1 000 000. Каждый год ВВП рос на 100 000.
Однако может случиться так, что при этом Федоровы в прошлом году жили лучше, чем в позапрошлом, а в этом году им придется хуже, чем в прошлом, несмотря на одинаковый рост ВВП.
Мы же не учли рост цен или пресловутую инфляцию. Если в прошлом году инфляция была 8%, то Федоровы в прошлом году жили лучше, чем в позапрошлом, поскольку доходы выросли на (900 000 – 800 000)/800 000 *100%=12,5%, что больше роста цен. Допустим, что в этом году инфляция ожидается 14%.
Тогда Федоровым в этом году придется туже, чем в прошлом, ведь доходы выросли на (1 000 000 – 900 000)/900 000 *100%=11,1%, и этого роста недостаточно для того чтобы перекрыть рост цен.
Ну вот, теперь точно все. Узнали, как можно посчитать ВВП разными способами, больше не спотыкаемся об «паритет покупательной способности», знаем, какие показатели надежнее определяют уровень жизни.
Первым ввести это понятие предложил Саймон Кузнец в США в 1934 году. До этого никто не сравнивал хозяйственную деятельность различных стран с научной точностью. Сегодня же оно подвергается критике. Многие экономисты возражают, что сам по себе рост ВВП не гарантирует процветание общества, и кроме него нужно учитывать социальное развитие и уровень экологического загрязнения.
Многие промышленные производства приносят сегодня огромный доход, но настолько разрушая природную среду, что делают ее непригодной для жизни вообще. Примером может служить сланцевая нефть. Добыча ее любой пейзаж превращает в сеть язв на поверхности земли.
На этой земле внуки нынешних жителей ничего не смогут вырастить на этой территории. Нынешнее поколение живет за счет будущих, следовательно, процветанию страны в будущем грозит опасность из-за безвозвратных потерь ресурсов.
Наконец, социальные проблемы чаще возникают в стране, где очень велика разница между доходами беднейших слоев и самых богатых. А ВВП на душу населения считают для среднего жителя. Значит, мы не учитываем разницу между уровнем жизни богачей и уровнем жизни самых бедных слоев.
Несмотря на все эти оговорки по ВВП считают одни страны богатыми, а другие – бедными, а по росту ВВП делаются прогнозы будущего положения страны.