Что такое импрессионизм
Содержание статьи:
Импрессионизм – что это такое простыми словами
Импрессионизмом называют одно из наиболее весомых направлений искусства, которое зародилось во Франции. Деятели импрессионизма намеревались придумать собственные приемы, целью которых являлось запечатление динамики бытия. Большее распространение импрессионизм обрел в изобразительном искусстве, хотя его можно встретить и в литературе, и в музыкальных композициях. Данное направление опирается на чувственную составляющую окружающего мира: его динамику, изменения и смысловую составляющую.
Сам термин был предложен популярным критиком Луи Леруа. С самого начала данный термин звучал с толикой насмешки, поскольку так именовали художников, писавших расслабленно и даже “небрежно”.
Живопись и импрессионизм
Происхождение
Эпоха Возрождения была наполнена мастерами венецианской школы, которые желали продемонстрировать подлинное бытие с помощью насыщенных оттенков. Опыт этих учеников стал полезным для испанских художников, таких как Гойя и Эль Греко, которые в дальнейшем стали “маяками” для Ренуара и Мане.
Вместе с этим Рубенс использует разноцветные тени, разбавляя их промежуточными цветами. Свет представлял собой тонкие оттенки, а тени окрашивались в теплые, яркие цвета. Таким образом, формировалась светотень без участия черного цвета. Японская живопись также оказала влияние на импрессионизм с помощью схематических изображений.
История возникновения
Начало импрессионизма пришлось на 1860 годы, где академизм начал понемногу тратить значимость. В 1863 году Мане презентовал собственную картину “Завтрак на траве”. В этом же году Эжен Буден вдохновился деятельностью своего учителя и углубился в жанр. К 1880 году импрессионизм уже сформировался как самостоятельное направление искусства, однако к началу двадцатого века импрессионизм еще сильнее отдалился от реализма, что оттолкнуло новых мастеров от данного направления.
Происхождение термина
15 мая 1874 года прошла первая важнейшая выставка импрессионистов, где было представлено тридцать полотен. Луи Леруа назвал “небрежных” художников “импрессионистами”, желая выразить собственное пренебрежение к новым мастерам. Однако художники решили смело принять это слово, которое закрепилось к данному направлению и утратило первоначальный, пренебрежительный смысл.
Эмиль Кардон в свое время написал статью по поводу выставки работ импрессионистов, которую наименовал “Выставкой мятежников”. Эта статья наполнена критикой к новому жанру изобразительного искусства и в полной мере выражает отношение буржуазии к таким художникам.
Импрессионистов воспринимали, как людей аморальных и мятежных, неспособных к добропорядочности. Сейчас это отношение кажется абсурдным, ведь ни один пейзаж, выполненный в “смелой” манере, не несет в себе никакого иного смысла, кроме восторга от красоты и динамичности жизни.
Особенности философии
Мастера из Франции не желали проникать в сложные конструкции смысла под яркой поверхностью пейзажей, они желали передать лишь красоту момента. Направление базируется на специфике перспективы; художник опирается не на то, что написано на полотне, а на то, как оно написано. Полотна не направлены на затрагивание “болезней” социума, войны, неравноправие и так далее.
Импрессионизм и социум
Данное направление в 19 веке принадлежало чаще аристократам, которые являлись заказчиками разнообразных скульптур и картин. Картины, в которых были описаны тяжелые будни обычных крестьян, не пользовались спросом. Полотна с подобной смысловой нагрузкой были написаны Теодором Жерико и Франсуа Милле.
Художники любили изображать человека в момент движения, отдыха или игры, запечатленным под особенным освещением. Любимыми сюжетами были флирт, танцы, отдых в кафе или театре, парке. Художники часто рисовали свои полотна на открытом воздухе, без доработок в мастерской.
Особенности техники
Художники решили заменить контур изображения на мазки. Луч света состоял из синего, фиолетового, желтого, зеленого, оранжевого и красного цветов, причем соседние оттенки выделяют друг друга, однако их смешивание может привести к потере яркого окраса. При этом оттенки делятся на основные, первоначальные, сдвоенные и производные. Этот способ позволил избежать длительного смешивания цветов в палитре, вместо чего цвета просто накладывались сразу на холст.
Художники решили отдать предпочтение рисованию на природе, где проще передать все ощущения от пейзажа на холсте. Такие особенности техники позволили сделать картины столь необычными и прекрасными.
Литература и импрессионизм
В литературе это направление не заняло отдельную нишу, а отразилось в натурализме и символизме. В таком жанре импрессионизм выражается методом передачи каждого пережитого мгновения, отказом от объективизма, преобладанием инстинктов над разумом и отсутствием очевидного смысла. Самым популярным литературным произведением жанра является “Дневник” братьев Гонкур.
Натурализм подразумевает сосредоточенность на натуре, выражающуюся в описании дополнений общей картины. Символизм, в свою очередь, нуждается в отказе от материальных благ и возвращении к миру духовности, что передается мимолетными чувствами и мыслями, выстраивающих единую картину.
Отражение в музыке
В музыкальных композициях импрессионизм коснулся модернизма, наполненного тонким психологизмом и передачей мимолетной радости. Основоположником этого движения в музыке считается Эрик Сати, опубликовавший “Три мелодии” в 1886 году.