Что такое абсолютизм
Содержание статьи:
Абсолютизм – что это такое простыми словами
Абсолютизм – в историко-социальном аспекте означает одну из форм государственного правления, когда вся полнота светской, а иногда и духовной власти, сосредоточена в руках монарха. Синонимом абсолютизма является понятие «абсолютная монархия», и в историческом контексте относится к европейской модели развития государства.
История появления
Абсолютная монархия, де-факто, была характерна для многих государств древнего мира. Так, власть египетских фараонов, персидских и ассирийских царей, условно можно отнести к абсолютизму. Условность здесь заключается в существовании на ранних этапах развития государства неких представительных органов, номинально влияющих на принятие монархом решений. Это могли быть некие советы старейшин, коллегии придворных советников, своды законов и т.д.
В дальнейшем развитие этих государств пошло по пути установления классических деспотий восточного типа, когда монарх совмещал в себе функции верховного правителя, главнокомандующего и одновременно религиозного лидера.
В юридическом плане впервые понятие «абсолютизм» появилось в римском праве, во времена Империи. Так, римский юрист Д. Ульпиан, живший во II веке, ввёл в современную ему юриспруденцию формулу «Правитель не ограничен законами».
Эта формулировка отражает сложившуюся к тому времени ситуацию: власть императоров стала фактически неограниченной, а сенат превратился в чисто номинальный представительный орган. Достаточно вспомнить, как император Калигула, дабы показать сенаторам своё отношение к ним, ввёл в их число своего коня Инцитата, который вместе с патрициями принимал участие в заседаниях.
В более поздние времена развитие абсолютизма шло рука об руку с укреплением новых государственных образований, появившихся в Европе в качестве обломков Римской империи. В так называемых европейских «варварских государствах», пришедших на смену римскому правлению, об абсолютизме речи не шло. Вся система правления в государствах вестготов, лангобардов, остготов, вандалов основывалась на традиционном племенном праве, и власть монарха во многом ограничивалась племенными (государственными) советами.
В период развитого средневековья, европейские монархи также вынуждены были прислушиваться к мнению различных представительных органов. Эти органы могли представлять либо интересы всего народа (например, альтинг в Исландии, народное вече в Новгородской и Псковской республиках), либо аристократии (боярская дума на Руси, кортесы в Испании).
В эти же годы, в странах западной и центральной Европы господствовала философская модель государственного правления, созданная ещё учителем Александра Македонского – Аристотелем.
Установление абсолютизма
Согласно этой концепции, идеальным вариантом правления являлось совмещение сильной королевской власти и представительной демократии. При этом, апологеты концепции Аристотеля не делали особых различий между ветвями власти, допуская сосредоточие в одних руках исполнительной, законодательной, правовой, духовной властей. Развитие подобных концепций «идеальной» публичной власти можно считать предтечей абсолютной монархии. Подобные выкладки в начале 16 века Макиавелли сформировал в трактат «Государь». Данное сочинение широко известно часто цитируемым изречением: «Цель оправдывает средства».
Первоначально в политико-философских концепциях, монарх подразумевался воплощением высшей справедливости и просвещения. Его отношение к своим подданным должно было повторять отношение строгого, но справедливого отца к своим подданным. Этим самым абсолютизм противопоставлялся деспотиям восточного типа, где правитель считался полноправным владельцем всего, что находится в его государстве – людей и их имущества, земель, природных богатств и т.д.
Однако историческое развитие внесло свои коррективы в эти теоретические выкладки. С развитием государства и усилением централизованной власти, происходила трансформация сравнительно демократичных монархий в жёсткий абсолютизм, впоследствии переставший признавать над собой каких-либо ограничений. Смысл абсолютизма точно и лаконично выразил французский «король-солнце» Людовик XIV фразой «Государство – это я!».
В России наступление периода абсолютизма многими историками относится к эпохе правления Иоанна Грозного, при котором были жестоко разгромлены все силы, способные противостоять центральной власти: столичное дворянство, удельные княжества, города с остатками представительной демократии. В дальнейшем централизация власти в руках монарха усиливалась.
Апофеозом абсолютизма в России можно считать реформы Петра Великого, когда им была учреждена разветвлённая чиновничья система коллегий, охватывавшая все сферы жизнедеятельности государства. Итогом данной деятельности стало подчинение власти императора и духовно-религиозной сферы, когда был упразднён православный патриархат, и вместо него создан синод во главе с государственным чиновником.
Крах абсолютных монархий
Дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и промышленная революция привели к закономерному краху абсолютизма. Свободный рынок не терпел над собой «указующего перста» монарха, а абсолютизм априори не мог примириться с широкой самостоятельностью подданных. В результате подобных противоречий в период с 17 по начало 20 веков произошёл переход от абсолютизма к конституционным монархиям или республиканской форме правлений.
В одних странах этот процесс происходил относительно мирно, в других – в результате революций и кровопролитных гражданских войн. Достаточно вспомнить революцию Кромвеля, Великую французскую революцию, революцию 1917г. в России. Переходный процесс был весьма долгий, и зависел от уровня капиталистического развития страны. В Европе дольше всего абсолютизм продержался в Российской и Османской империях – вплоть до начала ХХ века.
Основные признаки абсолютизма
Главными чертами, отличающими абсолютизм от прочих форм правления, принято считать:
- Сосредоточение всех властных полномочий в руках монарха.
- Построение строгой вертикальной иерархии в структуре государственной власти.
- Передача власти носит наследственный характер.
- Власть правителя де-факто не ограничивается никакими законами и государственными органами.
В качестве номинальных органов власти при абсолютизме могут сохраняться некие признаки демократии – представительные институты власти, кодексы законов, – но они фактически не выполняют своих прямых функций. В современном мире имеется ряд государств, по форме своего правления очень близких к абсолютной монархии:
- Некоторые монархии Ближнего востока – Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, ОАЭ, Оман и т.д.
- Теократическая монархия Ватикан.
- Бруней.
- Свазиленд.