Что такое градация

Употребление термина градация давно вышло за пределы научно-культурной среды и сегодня используется в повседневном общении. Этому способствовал широкий спектр областей, где применяется это понятие.

Несмотря на то, что его значение понятно на уровне интуиции, оно часто применяется не к месту. Чтобы избежать этого, нужно понимать определение и уместность слова в том или ином контексте.

Понятие градации

Градация (с лат. gradatio «повышение, возрастание») — поэтапный переход значения числа, действия или объекта, имеющий тенденцию к возрастанию или снижению. Для того чтобы последовательность можно было назвать градацией, её переменные должны относиться к одной категории.

Наглядные примеры:

Является градацией:

  • числовой ряд «2, 9, 344»;
  • перечень действий «делал, делает, сделал»
  • последовательность объектов «чайная ложечка, десертная ложка, столовая ложка».

Не является градацией:

  • ряд чисел «41, xz, 2/(3a+17)»;
  • список действий «спал, сфотографирует, собирал»;
  • перечень объектов «апельсин, манго, орех».

Градация в изобразительном искусстве

Понятие градации живописи неразрывно связано с цветовой гаммой. Именно её переходы между более светлыми и более темными цветами или тонами одного цвета называют цветовой градацией.

То, какие из цветов являются теплыми, а какие холодными, определяет цветовая палитра. Полотно уникально тем, что допускает нелинейную градацию. Изменение гаммы может иметь характер замкнутого круга, кривой или любой другой формы по усмотрению художника. Градацией также считается ряд тонов и полутонов от белого, через серый к черному или наоборот.

Такой переход позволяет автору лучше отразить такие характеристики окружающего мира как глубина, объём или высота. Такое изображение кажется более реальным. В случае современного искусства градация цвета позволяет ярче передать экспрессию, другие эмоциональные состояния, идеи и концепции.

Отдельным видом цветовой сменяемости является полиграфическая градация. Она присуща любым растровым изображениям из-за специфики нанесения краски в типографиях. Растровая печать состоит из множества мелких точек, что при более тщательном рассмотрении создают иллюзия непрекращающегося перелива цвета.

Примером использования цветовой градации в изобразительном искусстве может служить учебная картина Н. П. Крымова «Изменение в пейзаже отношений по тону и цвету в разное время суток».

картинка Пример градации

Градация в литературе

В литературной среде под градацией понимают стилистическую фигуру, применяемую в качестве художественного средства создания образности. Иными словами, это литературный прием повышения эмоциональности произведения. В качестве инструментов выступают синтаксические повторы и особенности расстановки слов и словосочетаний. Данный стилистический прием чаще используется в поэзии, нежели в прозе.

Выделяют два типа литературной градации:

  • климакс — постепенное изменение настроения фрагмента произведения в сторону повышения эмоционального накала;
  • антиклимакс — поэтапное снижение экспрессивности отрезка произведения.

Пример климакса:

«В заботе сладостно-туманной

Не час, не день, не год уйдет…»

Е. А. Баратынский (1800-1844), «Скульптор»

Пример антиклимакса:

«Никто не даст нам избавленья,

Ни бог, ни царь и ни герой.»

«Интернационал», Международный гимн пролетариев

Градация в товароведении и логистике

Понятие градации применимо и к деятельности, направленной на реализацию определенных групп товаров и услуг. С этим термином отлично знакомы работники торговых точек, складских помещений, товароведы, логисты и маркетологи.

В первую очередь, под градацией подразумевают классификацию качественных характеристик продукта, его возможность поступления в продажу и конкурентоспособность на рынке.

Стандартная классификация продуктов предполагает три степени градации качества:

  1. Товары первой градации — наиболее качественная продукция. Такие продукты получили все необходимые сертификаты соответствия ГОСТ Р, и соответствуют требованиям безопасности. На них не накладываются никакие ограничения продажи. На прилавки первая градация поступает в первую очередь.
  2. Товары второй градации — продукты, которые еще пригодны к употреблению и могут быть проданы, но срок годности на которые близок к истечению. К этой же группе относят продукцию, потерявшую свой товарный вид вследствие механических повреждений. Чаще всего продажа второй градации происходит по заниженной стоимости. Для того чтобы товар не пришлось списать, продавцы организую акции и скидки. Обязательным условием продажи таких продуктов является предварительное уведомление клиента об их состоянии.
  3. Товары третьей градации — брак, просрочка и неликвид. Третья градация подлежит исключительно утилизации и не имеет права на продажу.